Дебиторская задолженность (англ. Accounts receivable (A/R)) — сумма долгов, причитающихся предприятию, фирме, компании со стороны других предприятий, фирм, компаний, а также граждан, являющихся их должниками, дебиторами, что соответствует как международным, так и российским стандартам бухгалтерского учёта.
Оглавление:
1. Дебиторская задолженность
2. Увеличение дебиторской задолженности
3. Управление дебиторской задолженностью
4. Задачами управления дебиторской задолженностью являются
5. Анализ оборачиваемости дебиторской задолженности
6. Цена предоставляемых услуг
Дебиторская задолженность (далее по тексту: долг, задолженность, ДЗ) в соответствии с международными стандартами финансовой отчётности определяется как сумма, причитающаяся компании от покупателей (дебиторов).
Дебиторская задолженность
Дебиторская задолженность представляет собой иммобилизацию из хозяйственного оборота собственных оборотных средств, этот процесс сопровождается косвенными потерями в доходах предприятия.
Дебиторская задолженность возникает в случае, если услуга (или товар) проданы, а денежные средства не получены. Как правило, покупателем не предоставляется какого-либо письменного подтверждения задолженности за исключением подписи о приёмке товара на товаросопроводительном документе.
Дебиторская задолженность относится к оборотным активам компании вне зависимости от срока её погашения.
При помощи данных полученных при проведении исследования ДЗ выявляется сумма задолженности, причину ее образования, рассмотреть ее в динамике.
В случае падения реализации, уменьшении покупательского спроса, отсутствии продаж с предоставлением рассрочки, отсрочки уменьшения уменьшается дебиторская задолженность.
Увеличение дебиторской задолженности
Увеличению дебиторской задолженности могут способствовать разного рода проблемы с продажами, падание платежной способности клиентов, рост реализации.
Для того, чтобы выявить факторы, приведшие к формированию сомнительной ДЗ, осуществляется проведение исследование в разрезе каждого должника, сроками ее образования в соответствии с данными бух. учета.
Исследование ДЗ – неотъемлемая составляющая необходимая при управлении организацией, целью которого является увеличение объемов продаж, оптимизация полного размера ДЗ, обеспечения соблюдения сроков на ее погашение.
Проблема ликвидности дебиторской задолженности становится ключевой проблемой почти каждой организации. Она, в свою очередь, расчленяется на несколько проблем: оптимальный объём, оборачиваемость, качество дебиторской задолженности.
Решение этих проблем требует квалифицированного управления дебиторской задолженностью, что является одним из методов укрепления финансового положения предприятия. Мероприятия по возврату дебиторской задолженности входят в группу наиболее действенных мер повышения эффективности за счёт внутренних резервов предприятия и могут быстро принести положительный результат. Возврат задолженности в сжатые сроки — реальная возможность восполнения дефицита оборотных средств.
Управление дебиторской задолженностью.
Управление дебиторской задолженностью может быть отождествлено с любым другим видом управления как процесс реализации специфических управленческих функций: планирования, организации, мотивации и контроля.
Планирование — это предварительные финансовые решения. Чтобы оно было эффективным, необходимо определить долгосрочную цель организации, сформулировать стратегию организации, определить политику действий, выбрать рациональные процедуры действий.
Организация управления означает координацию действий по такой последовательности: вся область действий должна быть сгруппирована по выбранным функциям; лицам, которые ответственны за свою деятельность, должны быть предоставлены адекватные права.
Под мотивацией подразумевается совокупность психологических моментов, которыми определяется поведение человека в целом.
Действия по контролю это подготовка стандартов действий и сравнение фактических результатов со стандартными.
Таким образом, управление дебиторской задолженностью представляет собой часть общего управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объёма реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности, обеспечении своевременной её инкассации. В основе квалифицированного управления дебиторской задолженностью фирмы лежит принятие финансовых решений по следующим фундаментальным вопросам:
учёт дебиторской задолженности на каждую отчётную дату;
диагностический анализ состояния и причин, в силу которых у фирмы сложилось негативное положение с ликвидностью дебиторской задолженности;
разработка адекватной политики и внедрение в практику фирмы современных методов управления дебиторской задолженностью;
контроль за текущим состоянием дебиторской задолженности.
Задачами управления дебиторской задолженностью являются:
ограничение приемлемого уровня дебиторской задолженности;
выбор условий продаж, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств;
определение скидок или надбавок для различных групп покупателей с точки зрения соблюдения ими платёжной дисциплины;
ускорение востребования долга;
уменьшение бюджетных долгов;
оценка возможных издержек, связанных с дебиторской задолженностью, то есть упущенной выгоды от неиспользования средств, замороженных в дебиторской задолженности.
Анализ оборачиваемости дебиторской задолженности
Оборачиваемость дебиторской задолженности (receivables turnover ratio — RTR) — отношение выручки от реализации к средней сумме счетов к получению за минусом резервов на сомнительные позиции.
RTR = (продажи в кредит или выручка) / (средняя дебиторская задолженность).
Коэффициент показывает, сколько раз счета к получению превращались в денежные средства или сколько единиц выручки получено с 1 руб. дебиторской задолженности. Чем выше его значение, тем меньший период времени проходит между отгрузкой продукции потребителям и моментом её оплаты. Высокие значения этого показателя положительно отражаются на его ликвидности и платёжеспособности.
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности в днях (day’s sales outstanding — DSO) рассчитывают по формуле:
DSO = (Средняя деб. задолженность * 365) / (Продажи в кредит или Выручка).
Характеризует средний период времени, в течение которого средства от покупателей поступают на расчётные счета предприятия. Отсюда его другое распространённое название и аббревиатура — ACP (average collection period). Чем меньше значение данного показателя, тем в более выгодных условиях находится предприятие.
В целях обеспечения обращаемости ДЗ, равно и иной обращаемости нет четких законодательных требований, рассматриваемый процесс обусловлен отраслевыми особенностями и технологией деятельности организации. Чем больше коэффициент обращаемости, то есть погашение покупателями задолженности, тем наиболее благоприятные условия создаются для общества. Но не всегда высокий коэффициент обращаемости является показателем высокой эффективности деятельности. К примеру: при реализации на условиях кредитования показатели ДЗ будут высоки, в то время как коэффициент обращаемости низким.
Цена предоставляемых услуг
Условия взыскания дебиторской задолженности рассчитываются индивидуально, зависят от суммы долга и объема работы. Стоимость услуги уточняйте по телефону
Мобильный: +79503269877
Если Вам нужно помощь юриста при контроле, анализе, возврате дебиторской задолженности, — позвоните мне по указанным телефонным номерам.
Так же читайте: