Управление дебиторской задолженностью представляет собой часть общего управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объёма реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности, обеспечении своевременной её инкассации.
Оглавление:
1. Бухгалтерский учет дебиторской задолженности
2. Инвентаризация дебиторской задолженности
3. Резерв дебиторской задолженности
4. Безнадежные долги
5. Налоговый учет дебиторской задолженности
6. Учет дебиторской задолженности в бюджетных учреждениях
7. Объединение платежей
8. Цена за услугу взыскания
Основа управления дебиторской задолженностью
В основе квалифицированного управления дебиторской задолженностью фирмы лежит принятие финансовых решений по следующим фундаментальным вопросам:
учёт дебиторской задолженности на каждую отчётную дату;
диагностический анализ состояния и причин, в силу которых у фирмы сложилось негативное положение с ликвидностью дебиторской задолженности;
разработка адекватной политики и внедрение в практику фирмы современных методов управления дебиторской задолженностью;
контроль за текущим состоянием дебиторской задолженности.
Бухгалтерский учет дебиторской задолженности
В соответствии с пунктом 1 статьи 266 НК РФ сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией. При наличии у налогоплательщика перед контрагентом встречного обязательства (кредиторской задолженности) сомнительным долгом признается соответствующая задолженность перед налогоплательщиком в той части, которая превышает указанную кредиторскую задолженность налогоплательщика перед этим контрагентом. При наличии задолженностей перед налогоплательщиком с разными сроками возникновения уменьшение таких задолженностей на кредиторскую задолженность налогоплательщика производится, начиная с первой по времени возникновения.
Для налогоплательщиков-банков сомнительным долгом также признается задолженность по уплате процентов, образовавшаяся после 1 января 2015 года, по долговым обязательствам любого вида в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, вне зависимости от наличия залога, поручительства, банковской гарантии.
Для налогоплательщиков — страховых организаций, определяющих доходы и расходы по методу начисления по договорам страхования, сострахования, перестрахования, по которым сформированы страховые резервы, резерв сомнительных долгов по дебиторской задолженности, связанной с уплатой страховых премий (взносов), не формируется.
(абзац введен Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
Для налогоплательщиков — кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций не признается сомнительной задолженность, по которой в соответствии со статьей 297.3 настоящего Кодекса предусмотрено создание резервов на возможные потери по займам.
Кроме того статьей 266 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода. Настоящее положение не применяется в отношении расходов по формированию резервов по долгам, образовавшимся в связи с невыплатой процентов, за исключением банков, кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций. Банки вправе формировать резервы по сомнительным долгам в отношении задолженности, образовавшейся в связи с невыплатой процентов по долговым обязательствам, а также в отношении иной задолженности, за исключением ссудной и приравненной к ней задолженности. Кредитные потребительские кооперативы и микрофинансовые организации вправе формировать резервы по сомнительным долгам в отношении задолженности, образовавшейся в связи с невыплатой процентов по долговым обязательствам.
Инвентаризация дебиторской задолженности
Сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется следующим образом:
1) по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 календарных дней — в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности;
2) по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 календарных дней (включительно) — в сумму резерва включается 50 процентов от суммы выявленной на основании инвентаризации задолженности;
3) по сомнительной задолженности со сроком возникновения до 45 дней — не увеличивает сумму создаваемого резерва.
При этом сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам, исчисленного по итогам налогового периода, не может превышать 10 процентов от выручки за указанный налоговый период, определяемой в соответствии со статьей 249 настоящего Кодекса (для банков, кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций — от суммы доходов, определяемых в соответствии с настоящей главой, за исключением доходов в виде восстановленных резервов). При исчислении резерва по сомнительным долгам в течение налогового периода по итогам отчетных периодов его сумма не может превышать большую из величин — 10 процентов от выручки за предыдущий налоговый период или 10 процентов от выручки за текущий отчетный период.
Резерв по сомнительным долгам используется организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов, признанных таковыми в порядке, установленном настоящей статьей.
Резерв дебиторской задолженности
Сумма резерва по сомнительным долгам, исчисленного на отчетную дату по правилам, установленным пунктом 4 настоящей статьи, сравнивается с суммой остатка резерва, который определяется как разница между суммой резерва, исчисленного на предыдущую отчетную дату по правилам, установленным пунктом 4 настоящей статьи, и суммой безнадежных долгов, возникших после предыдущей отчетной даты. В случае если сумма резерва, исчисленного на отчетную дату, меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика в текущем отчетном (налоговом) периоде. В случае если сумма резерва, исчисленного на отчетную дату, больше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению во внереализационные расходы в текущем отчетном (налоговом) периоде.
В случае если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, списание долгов, признаваемых безнадежными в соответствии с настоящей статьей, осуществляется за счет суммы созданного резерва. В случае если сумма созданного резерва меньше суммы безнадежных долгов, подлежащих списанию, разница (убыток) подлежит включению в состав внереализационных расходов.
На создаваемый резерв осуществляется запись по счету 91 (дебет) и счету 63 (кредит). В случае списания невостребованного долга, признанного обществом сомнительным, запись делается по счету 63 (дебет). В случае присоединения оставшихся без использования резервных сумм по сомнительному долгу к прибыли соответствующего периода, после периода их образования подлежит отражению по счету 63 (дебет), счету 91 (кредит).
Необходимо отметить, что предприятие в праве, а не обязано осуществлять формирование упомянутого резерва. В случае его создания, соответствующая информация должна быть отражена в плане учетной политики общества.
Помимо этого, исходя из взаимосвязанного толкования норм, отраженных в пункте 2 статьи 266 Налогового кодекса РФ резерв списывается исключительно в целях уменьшения материальных потерь причиненных рассматриваемым долгом.
Безнадежные долги
Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.
Согласно пункту 1 статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 ГК РФ.
10-летний срок, указанный в п. 2 ст. 196, начинает течь с 01.09.2013. Вынесенный до 09.01.2017 отказ в удовлетворении иска в связи с истечением этого срока, может быть обжалован (ФЗ от 28.12.2016 N 499-ФЗ).
Пунктом 2 статьи 196 ГК РФ срок исковой давности не может превышать десять лет со дня нарушения права, для защиты которого этот срок установлен, за исключением случаев, установленных Федеральным законом от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ «О противодействии терроризму».
Помимо термина срока исковой давности имеет место понятие просроченной дебиторской задолженности, возникающей в связи с не соблюдением даты платежа по договору. Срок нарушения платежа начинает исчисляться с даты, следующей за днем, предусмотренным договором как день оплаты.
Налоговый учет дебиторской задолженности
Налоговый учёт Российской Федерации — система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации.
Цель налогового учёта — формирование полной и достоверной информации для целей налогообложения всех хозяйственных операций на предприятии.
Налоговый учёт ведется в специальных формах — налоговых регистрах.
Существует два основных способа ведения налогового учёта:
1. На основе бухгалтерского учёта. В данном случае налоговые регистры заполняются согласно данным бухгалтерских регистров. Если правила бухгалтерского учёта той или иной операции расходятся с правилами налогового учёта, то в налоговых регистрах делаются корректировки.
2. Организация отдельного налогового учёта. В данном случае налоговый учёт ведется независимо от бухгалтерского.
В соответствии с нормами налогового законодательства Российской Федерации все хозяйствующие субъекты обязаны самостоятельно вести и формировать бухгалтерский учет и выбирать вид направляемой налоговой отчетности. В данном случае при проведении налогового учета следует руководствоваться требованиями налогового законодательства РФ, которые предусматривают:
постоянство и хронологический порядок отображения в регистрах учета соответствующих данных;
данные регистров подлежат оформлению по всем без исключения объектам налогообложения.
Учет дебиторской задолженности в бюджетных учреждениях
Бюджетный учёт в российском законодательстве — упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.
Кроме того, Минфин несколько уточняет данное определение. Согласно его приказу, бюджетный учёт представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (органов государственной власти, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и созданных ими бюджетных учреждений) и операциях, приводящих к изменению вышеуказанных активов и обязательств.
Бюджетный учёт осуществляется в соответствии с планом счетов, включающим в себя бюджетную классификацию Российской Федерации.
План счетов бюджетного учёта и инструкция по его применению утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
Бюджетные организации обязаны осуществлять контроль дебиторской задолженности, сроки на ее погашение, соблюдать сроки списания безнадежной задолженности при ведении бухгалтерского учета.
Учет рассматриваемого вида задолженности в бюджетных учреждениях осуществляется на счетах в соответствующей области «Финансовые активы», согласно инструкции 162н, утвержденной Минфином России 06 декабря 2010 года.
С 01 января 2011 года согласно нормам Бюджетного законодательства администрирование бюджетных денежных средств осуществляют только бюджетные организации.
Согласно п. 3 ст. 161 БК РФ казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Исходя из положений пункта 4 статьи 298 ГК Российской Федерации, пункта 5 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации с 01 января 2012 года бюджетные общества не имеют права самостоятельно распоряжаться полученными в ходе осуществления хозяйственной деятельности средствами. В связи, с чем все денежные средства, полученные ими в качестве дохода от деятельности, после уплаты налоговых обязательств, подлежат перечислению в соответствующий бюджет.
Операции по расчетам с должниками, подлежат отражению на счете специального назначения 0 205 00 000 именуемого как – расчеты по доходам.
Объединение платежей
Объединение платежей происходит по группам бюджетного дохода, видам поступивших денежных средств, в соответствии с планом бюджетной организации по следующим счетам:
— 10 «Расчеты по налоговым доходам»;
— 20 «Расчеты по доходам от собственности»;
— 30 «Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг»;
— 40 «Расчеты по суммам принудительного изъятия»;
— 50 «Расчеты по поступлениям от бюджетов»;
— 60 «Расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование»;
— 70 «Расчеты по доходам от операций с активами»;
— 80 «Расчеты по прочим доходам».
В случае возврата долга образовавшегося по дебету учреждения в прошедшие годы, он подлежит перечислению в соответствующий бюджет субъекта.
Цена за услугу взыскания
Условия работы рассчитываются индивидуально, зависят от суммы долга и объема работы. Стоимость услуги уточняйте по телефонам
Мобильный: +79503269877
Если Вам нужна помощь юриста при взыскании в арбитражном суде Казани — позвоните мне по указанным телефонным номерам.
Читайте так же: