Управление дебиторской задолженностью — отдельная функция финансового менеджмента, основной целью которой является увеличение прибыли компании за счёт эффективного использования дебиторской задолженности как экономического инструмента.
Оглавление:
1. Основные задачи управления дебиторской задолженностью
2. Цель управления дебиторской задолженностью
3. Этапы управления дебиторской задолженностью
4. Задачи управления дебиторской задолженностью
5. Управление дебиторской задолженностью предприятия
6. Цена за услугу взыскания
Основные задачи управления дебиторской задолженностью
— комплексная проверка дебитора на начальном этапе
— юридическое сопровождение сделок
— финансирование дебиторской задолженности
— учёт, контроль, оценка эффективности дебиторской задолженности
— взыскание просроченного долга
— претензионная работа с недисциплинированными дебиторами
— выражение экономических отношений, возникающих у государства с предприятиями
В соответствии со статистическими данными 20-25% актива предприятий является дебиторской задолженностью (далее по тексту – ДЗ, долг, задолженность), в то время как 10-15 %, это пассив, именуемый как кредиторская задолженность (далее по тексту КЗ).
Из представленных данных следует, что ДЗ является внушительной частью в активах предприятий в условиях развития современной рыночной экономики. Учитывая этот факт необходимо уделять максимальное внимание эффективному управлению ДЗ, что оказывает огромное влияние на прибыль хозяйствующего субъекта.
Кроме того неоспоримого обстоятельства, что погашение дебиторской задолженности благотворно влияет на финансы компании, за счет ее наличия формируются издержки, которые могут быть явными и не явными.
К не явным издержкам относятся утраченные проценты от неудачной инвестиционной деятельности, омертвленные в непогашенной ДЗ. Коэффициент таких издержек, в случае если он высокий, влияет на снижение бухгалтерской и экономической прибыли организации.
Кредитные организации и конторы, занимающиеся составлением рейтинга компаний перед решением вопроса о кредитовании, при изучении кредитной истории будут полагаться именно на эту составляющую финансово хозяйственной деятельности.
Цель управления дебиторской задолженностью
Задачи, стоящие перед управлением ДЗ заключаются в максимально быстром погашении задолженности дебиторами, понижении размера сомнительной или безнадежной ДЗ, повышения рентабельности предприятия.
Для повышения эффективности при управлении ДЗ в организациях разрабатывается и осуществляется специальная финансовая политика управления ДЗ.
При осуществлении управления ДЗ необходимо проведение следующих мероприятий:
— контролировать образование и состояние ДЗ;
— определять политику при предоставлении кредитных средств и инкассировании;
— исследование клиентской базы;
— контролировать расчеты с должниками;
— прогнозировать финансовые поступления от должников;
— определить методы, способствующие ускорению истребования задолженности и уменьшению долговых обязательств.
На объем ДЗ имеют влияние:
— показатели общего объема реализации в соотношении к доле продаж при отсрочке платежа. При увеличении реализации не редко наблюдается рост остатков ДЗ;
— правила произведения расчетов с контрагентами. Предоставление максимально льготных условий при реализации, как правило, способствуют увеличению ДЗ;
— проведение максимально эффективного управления при взыскании ДЗ. Этот показатель существенно влияет на размер ДЗ, поскольку его активность способствует уменьшению ДЗ и повышению ее качественных показателей.
Качественное исследование ДЗ организации способствует формированию достоверной информации о размере и временных показателях ДЗ, непосредственных должниках, неуплата денежных обязательств которых влияет на платежеспособность самого кредитора.
В связи с вышеизложенным целью управление дебиторской задолженностью является переход от его пассивного управления к активному, оказывающему непосредственное влияние на уменьшение ДЗ.
Этапы управления дебиторской задолженностью
Проблема ликвидности дебиторской задолженности становится ключевой проблемой почти каждой организации. Она, в свою очередь, расчленяется на несколько проблем: оптимальный объём, оборачиваемость, качество дебиторской задолженности.
Решение этих проблем требует квалифицированного управления дебиторской задолженностью, что является одним из методов укрепления финансового положения предприятия. Мероприятия по возврату дебиторской задолженности входят в группу наиболее действенных мер повышения эффективности за счёт внутренних резервов предприятия и могут быстро принести положительный результат. Возврат задолженности в сжатые сроки — реальная возможность восполнения дефицита оборотных средств.
Управление дебиторской задолженностью может быть отождествлено с любым другим видом управления как процесс реализации специфических управленческих функций: планирования, организации, мотивации и контроля.
Планирование — это предварительные финансовые решения. Чтобы оно было эффективным, необходимо определить долгосрочную цель организации, сформулировать стратегию организации, определить политику действий, выбрать рациональные процедуры действий.
Организация управления означает координацию действий по такой последовательности: вся область действий должна быть сгруппирована по выбранным функциям; лицам, которые ответственны за свою деятельность, должны быть предоставлены адекватные права.
Под мотивацией подразумевается совокупность психологических моментов, которыми определяется поведение человека в целом.
Действия по контролю это подготовка стандартов действий и сравнение фактических результатов со стандартными.
Таким образом, управление дебиторской задолженностью представляет собой часть общего управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объёма реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности, обеспечении своевременной её инкассации. В основе квалифицированного управления дебиторской задолженностью фирмы лежит принятие финансовых решений по следующим фундаментальным вопросам:
учёт дебиторской задолженности на каждую отчётную дату;
диагностический анализ состояния и причин, в силу которых у фирмы сложилось негативное положение с ликвидностью дебиторской задолженности;
разработка адекватной политики и внедрение в практику фирмы современных методов управления дебиторской задолженностью;
контроль за текущим состоянием дебиторской задолженности.
Задачами управления дебиторской задолженностью являются:
— ограничение приемлемого уровня дебиторской задолженности;
— выбор условий продаж, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств;
— определение скидок или надбавок для различных групп покупателей с точки зрения соблюдения ими платёжной дисциплины;
— ускорение востребования долга;
— уменьшение бюджетных долгов;
— оценка возможных издержек, связанных с дебиторской задолженностью, то есть упущенной выгоды от неиспользования средств, замороженных в дебиторской задолженности.
Управление дебиторской задолженностью предприятия
Управление ДЗ можно распределить на две группы: политику предоставления кредитов при реализации, которая позволяет увеличить эффективность использования ДЗ, в качестве инструмента способствующего увеличению реализации, а также меры, применяемые комплексно и направленные, на уменьшение риска образования ДЗ с нарушенным сроком, сомнительной или безнадежной ДЗ.
Максимально эффективным методом, позволяющим минимизировать риск возникновения безнадежной ДЗ служит система предоставления скидок, льгот и штрафов. Штрафы, пени, неустойки, начисляемые за нарушение сроков платежа, являются неотъемлемой частью договора, клиент должен быть ознакомлен с этими условиями.
Скидка в рассматриваемых целях, должна предоставляться не от объема продаж, а зависеть от временного промежутка осуществления платежа.
Пример: при произведении предоплаты в полном объеме скидка – 10 %, при частичном, но не менее 50% от суммы – 5 %, при фактическом получении товара – 2,5 %. При использовании рассрочки платежа – скидка не предоставляется.
Очень важно в данном случае мотивировать работников предприятия. Все работники организации должны быть лично заинтересованы в высокой эффективности управления ДЗ.
Пример: премирование сотрудника за сотрудничество с контрагентами производящими полное и своевременное выполнение договорных обязательств.
Кроме того важно не только премировать, но и предусмотреть систему наказаний, в виде замечаний, предупреждений, депремировании, проведении служебного расследования, увольнения.
Важно: применять систему штрафов надо не за нарушение клиентом сроков платежа, а за не соблюдение порядка и процедуры предусмотренной для управления ДЗ.
Методы поощрения и наказания сотрудников должны быть предусмотрены в нормативно правовых документах предприятия, с которыми сотрудник должен быть ознакомлен.
Образование, увеличение ДЗ, как правило, вытекает из реализации на условиях предоставления отсрочки, рассрочки платежа.
Осуществлять наиболее эффективное управление ДЗ возможно, путем стимулирования клиентов досрочно оплачивать счета. Возможный метод: предоставление скидки, в случае если оплата произведена раньше установленного договором срока.
Кроме того важно регулярно производить анализ ДЗ, ее сроки, размер, осуществлять строгий контроль за погашением ДЗ с предоставлением рассрочки, отсрочки.
Также в рассматриваемых целях, возможно, применять рефинансирование ДЗ.
Таким образом, грамотно организованный и контролируемый процесс по управлению дебиторской задолженностью служит основополагающим фактором, влияющим на эффективность финансово хозяйственной деятельности предприятия.
Цена за услугу взыскания
Условия работы рассчитываются индивидуально, зависят от суммы долга и объема работы. Стоимость услуги уточняйте по телефонам
Мобильный: +79503269877
Если Вам нужна помощь юриста при взыскании в арбитражном суде Казани — позвоните мне по указанным телефонным номерам.